Датой основания музея можно считать начало 90-х годов. Это время, когда рухнул многолетний уклад жизни советского человека, стали меняться внешние атрибуты dsc 6415 — быта. Многие предметы стали стремительно исчезать из повседневного употребления. Занимавшийся тогда фотографией и дизайном, Рустем Валиахметов (ныне директор музея соцбыта), учитывая доступность материала, сделал ставку на так называемый «советский дизайн». Деталей для отделки было более, чем достаточно: советские магазины избавлялись от залежавшегося товара.

Вначале это была квартира, украшенная социалистической атрибутикой. Затем подвал жилого дома, он же – фото-дизайн студия, которая стала неформальной творческой площадкой для художников и музыкантов.

И вот наступил момент, когда попавший на съемку к Рустему автор и исполнитель Андрей Макаревич сказал: «Это не просто студия, это настоящий музей!» И в поддержку темы подарил настоящие «рокерские» джинсы, да еще те самые, в которых он записывался на легендарной битловской студии «ABBЕY ROАD» в Лондоне.

Это было начало. Вскоре к почину присоединились многие известные российские музыканты (Чиж, Гарик Сукачев, А.Розенбаум, В.Бутусов, В.Кипелов, Е.Маргулис, С.Шнуров, гр.»Пикник», г.»Ария», «Вопли Видоплясова»). Отдельным событием явилось появление в Казани джинсовой куртки, которую в 70-х годах нобелевский лауреат Иосиф Бродский отправил из Америки поэту Ю.Кублановскому. Этот щедрый подарок сделал Е.А.Попов, друг писателя В.П. Аксенова.

И вот зимой 2011 года из подвала жилого дома выходит выставка «Джинсы как культ» (60е – 80е гг), которую любезно принимает на своей площади в 300кв.м. Музей изобразительных искусств г.Казани. (Кто не успел попасть на выставку «Джинсы как культ», есть возможность посмотреть интересное видео «Уикенд в Казани» Максим Капитановский)

Учитывая широкий общественный резонанс, появилась возможность в партнерстве с мэрией г.Казани создать в самом центре города открытый для широкого доступа Музей социалистического быта. Ранее андеграундный проект становится открытым для широкого доступа.

Помещение выбрано не случайно – это бывшая коммунальная квартира на 20 человек площадью около 200 кв.м. в доме, построенном в середине ХIХ в. Настоящие кирпичные стены, старая проводка, «те самые» выключатели, чугунные батареи…

Открытие состоялось в конце августа 2011 г. выставкой «Советская школа». Проект носит истинно народный характер. В его создании приняли участие многие жители Казани, различных возрастных групп и разного социального положения: от подростков до пенсионеров, от безработного до мэра!

В экспозиции Музея оружия представлено более 30 образцов оружия, хронологически охватывающих период с конца XIX века по начало ХХI века.

Широко представлено легендарное Оружие Победы — винтовка Мосина, она же знаменитая «трёхлинейка», пистолет-пулемёт Шпагина (ППШ), пулемёт Дегтярёва (ДП-27), револьвер Нагана и пистолет Токарева (ТТ). Не забыто и другие участники войны, как союзники, представленных США и Англией, так и противники — у нас можно увидеть немецкое оружие, в том числе и реально побывавшее на фронте.

Послевоенный период представлен в первую очередь изделиями знаменитого конструктора Михаила Тимофеевича Калашникова, начиная от первых вариантов и заканчивая современными образцами, состоящими на вооружении Российской армии.

В 1992 году Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан №521 от 16.09 был открыт Музей национальной культурыкак структурное подразделение Национального культурного центра «Казань».

Музей национальной культуры – единственный в мире музей, воссоздающий историю и культуру татарского народа как самостоятельной этнополитической общности с древнейших времен до современности, ориентированный на показ ретроспекции татарской культуры и современного искусства.

К юбилею Казани сформировалась новая экспозиция – музей 1000-летия Казани, распахнувший свои двери 25 августа 2005 года. Через многообразие дошедшего до нас художественного и документального материала он раскрывает наиболее значимые и яркие вехи истории и культуры Казани.

Экспозиция музея представляет Казань как центр городской цивилизации татар, в котором позднее сплелись традиции народов Поволжья, превратив его в важный экономический и культурный центр России. В итоге сформировался двухматричный музей с филиалами (музей А.Мазитова, музей Б.Урманче, галерея-студия И.Зарипова, Картинная галерея К.Васильева), который представляет собой уникальный музейный комплекс НКЦ «Казань». Экспозиция музея располагается на трех каскадах внутреннего пространства здания, включая выставочный зал и художественную галерею. В залах музея представлены подлинные шедевры мирового уровня: древнейшая миниатюрная антропоморфная фигурка, «Маклашеевская всадница», коллекция сасанидского серебра VIII – IX вв. («Чулманский клад»), «Каратунский клад» золотоордынских монет, камень с рунической надписью X-XI в., парсуна XVII в. «Царица Сююмбике с сыном Утямыш-Гиреем, рояль фирмы «Шредер», на котором играл C.Рахманинов и под аккомпанемент которого пел Ф.Шаляпин. Эпицентром экспозиции является совершенная по исполнению знаменитая «Казанская шапка» – корона казанских ханов, а также трон казанских правителей, представленных в обрамлении живописных панно на тему истории средневековой Казани, предметов интерьера и декоративно-прикладного искусства.

Учитывая утерю части национальных сокровищ в результате исторических катаклизмов, музей идет по пути реконструкции отдельных этапов национальной истории. Этому служат и живописные панно, полупанно, украшающие стены и интерьеры музея: «Тюркский мир. Шелковый путь» Р.Миннебаева, В.Шайхутдинова; «Золотая орда» Р.Кадырова, И.Гаянова; «Светозарная Казань» Ф.Халикова; «Принятие булгарами ислама» Б.Гильванова; «Битва при Ворксле», «Сабантуй в Казани» С.Гилязетдинова, Р.Кадырова. Экспозицию завершает татарский авангард 1990-2000 гг. Украшением экспозиции являются произведения таких известных художников XX-XXI вв как Б.Урманче, Ч.Ахмарова, М.Усманова, И.Зарипова, Ш.Шайдуллина, А.Абзгильдина, Т.Хазиахметова, К.Муллашева, Б.Табиева, Р.Загидуллина. Особенно притягательными для посетителей являются блоки, где представлены произведения декоративно-прикладного искусства: золотое шитье, кожаная мозаика, ювелирное искусство, керамика, искусство костюма и каллиграфии.

В собрании музея насчитывается 50 тыс. единиц хранения.

За время существования музея его посетило более 2 миллионов туристов из России и зарубежья. Обзорные и тематические экскурсии проводятся на русском, татарском, английском и немецком языках.

В выставочном зале систематически проходят художественные и историко-документальные выставки. В залах музейной экспозиции организуются концерты, литературно-музыкальные вечера, музейные праздники, «круглые столы», встречи с учеными-историками, политологами, искусствоведами, художниками, мастер-классы по живописи, графике, вышивке, кожаной мозаике, керамике, демонстрируются документальные фильмы по истории Казани, проводятся фотосессии.

Дом-музей В. И. Ленина, старейший музей нашего края, был открыт 7 ноября 1937 года, к 20-летию Октябрьской революции, во флигеле дома Орловых, построенном в 1870-х годах. Флигель принадлежал коллежскому асессору Тимофею Фёдоровичу Орлову и его жене Елизавете Ивановне – дворянам по сословию.

Музей расположен в исторической части города, в которой ранее проживала передовая русская интеллигенция. Здание имеет особую ценность как памятник деревянной архитектуры и зодчества второй половины XIX века, сохранившийся до наших дней и являющийся едва ли не единственным мемориальным домом той эпохи, дошедшим до нас в первозданном виде. Оно окружено небольшой, но уютной садово-парковой зоной с редкими породами растений. Это создаёт достаточно органичный городской ландшафт.

Идея открытия мемориального музея в Казани возникла еще в 20-е годы XX столетия. Осуществилась она в середине 30-х годов. Музей создавался при участии членов семьи Ульяновых: Марии Ильиничны и Дмитрия Ильича, их близких родственников: Николая Ивановича Веретенникова, Татьяны Павловны Жаковой-Басовой. Идейным вдохновителем организации музея был политический деятель нашего края С. С. Гафуров.Активную роль в его формировании сыграл поэт, публицист, первый директор музея Г. И. Республиканец, значительный вклад в его становление и развитие внесли руководители разных лет: Х. М. Сайфутдинова, К. Г. Валидова. В отличие от бесчисленного количества музеев Ленина, созданных ранее, казанский музей был открыт в доме, где действительно жила семья Ульяновых с сентября 1888 по май 1889 года, после возвращения в Казань из д. Кокушкино.

Семья Ульяновых – вдова и пятеро детей, а также няня Варвара Григорьевна Сарбатова снимали на первом этаже прихожую, две кухни, одну из которых занимал Владимир Ильич, и небольшую комнату для няни.

На втором этаже – гостиную и три жилые комнаты для Марии Александровны с младшими дочерьми Ольгой и Марией, Анны и Дмитрия. В конце коридора – чулан. Жили Ульяновы скромно. Необходимая мебель сдавалась внаём вместе с комнатами, с собой привезли только книги и рояль. Дом, где жили Ульяновы, составил основу мемориальной экспозиции. Интерьер комнат максимально приближен к оригиналу, а музейные коллекции представлены подлинными и мемориальными экспонатами, уникальными предметами эпохи прошлых веков. Казанский период был исключительно важным для Владимира Ильича. Он определил судьбу будущего революционера, ставшего впоследствии организатором и вождём Коммунистической партии Советского Союза, основателем первого в мире социалистического государства. Поэтому именно здесь был организован мемориальный музей В. И. Ленина.

Многие годы Дом-музей В. И. Ленина являлся научно-исследовательским центром изучения казанского периода жизни В. И. Ленина. Сотрудниками музея были подготовлены и изданы путеводители «По Ленинским местам в Казани и в Поволжье», «В. И. Ленин в Кокушкино», «Дом-музей В. И. Ленина. Кокушкино», буклеты по Дому-музею В. И. Ленина в Казани и др. При их активном участии создавалась экспозиция музея-заповедника в Ленино-Кокушкино.

За годы существования музей посетили десятки миллионов советских и зарубежных гостей. Среди них: главы государств, послы зарубежных стран, известные политики, видные деятели культуры и науки, космонавты и др. Но были и годы забвения. В последнее время интерес общественности к мемориальному музею В. И. Ленина повысился, а увеличение посетителей (до начала реконструкции) говорит об активной роли музея в культурной жизни города. Многообразие новых интересных форм работы позволяет ему быть не только хранителем истории, связанной с пребыванием Владимира Ильича Ленина в Казани, но и центром общения, своеобразным музейным клубом. После завершения реконструкции и открытия музея для посетителей представится возможность побывать в мемориальной и историко-биографической экспозиции на обзорных и тематических экскурсиях, поучаствовать в разнообразных музейных программах и выставочных проектах.