Адрес (если есть): 213.171.53.210:888/MegaPro/Web, www.domgogolya.ru/newcome/
Режим доступа: в свободном онлайн доступе
Организация: Департамент культуры города Москвы
Город, страна: Москва, Россия
Авторы: Нетлайт Медиа
Год создания: 2009
Назначение: образование
Полнотекстовость: да
Тип: другое
Тип источников: вещественные, письменные, изобразительные
Источники: живопись, скульптура, художественная литература, научные статьи, нотный архив, предметы быта
Подход к созданию: источнико-ориентированная
Область знания: филология, гуманитарные науки в целом
Область истории: культурная, источниковедение
География: Россия
Хронология:
- период: новая, новейшая
- века: 19 .. 21
- годы: 1817 .. 2017
Программное обеспечение:
Объем (в записях): 144872
Язык интерфейса: русский, английский
Количество пользователей: коллективного использования
Ключевые слова:
Описание:
В самом центре Москвы, на Никитском бульваре, рядом с Арбатской площадью расположена старинная городская усадьба, ансамбль которой начал складываться в XVII веке. Сейчас здесь находится единственный в России музей Н. В. Гоголя. Чугунные ворота ведут во двор, где можно задержаться возле памятника Н. В. Гоголю, созданного Н. А. Андреевым к 100-летию со дня рождения писателя. Справа — ампирный дом с аркадой. Здесь Гоголь провел три последних года жизни, здесь умер 21 февраля 1852 года. Слева от памятника — «Каретный сарай», хозяйственные помещения усадьбы.
В 1832 году молодым автором, удачно дебютировавшим «Вечерами на хуторе близ Диканьки», он был радушно принят выдающимися современниками-москвичами. «Тянет в Москву», «Москва моя родина», — писал он друзьям. В Москве Гоголь встречался с Е. А. Баратынским, Д. В. Давыдовым, М. Ю. Лермонтовым, И. С. Тургеневым, А. Н. Островским, П. А. Вяземским, П. Я. Чаадаевым, Н. П. Огаревым, В. А. Соллогубом, А. С. Хомяковым, романистами М. Н. Загоскиным и Г. П. Данилевским, с художниками П. А. Федотовым и И. К. Айвазовским, композитором А. Н. Верстовским, скрипачом и альтистом А. Л. Гурилевым. Дружеские отношения связывали его с профессорами Московского университета: с историками М. П. Погодиным и Т. Н. Грановским, переводчиком и критиком С. П. Шевыревым.
Гоголь поселился в доме на Никитском в 1848 году по приглашению графа А. П. Толстого, видного государственного деятеля, и графини А. Г. Толстой, урожденной княжны Грузинской. Толстой и его супруга были одними из немногих духовно близких Гоголю друзей.
Экспозиция музея размещается в анфиладе комнат первого этажа главного дома усадьбы. В каждом из помещений внимание привлекает ведущий предмет. Он превращен в символическую инсталляцию и выражает акцент комнаты. В прихожей это «сундук странствий», в гостиной — камин, в кабинете — конторка, в зале «Ревизор» — кресло, в комнате памяти — посмертная маска Гоголя. Соседние предметы мебели и детали интерьера включены в образ на уровне актеров «второго плана». Научная концепция музейной экспозиции воплощена художником Л. В. Озерниковым. Расширение музейного пространства за счет использования современных технических средств позволяет достигнуть эффекта присутствия в мире персонажей Гоголя. В музее собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Гоголю.
В двух отведенных ему комнатах первого этажа писатель работал над вторым томом «Мертвых душ». По словам Гоголя, в произведении должна была отразиться вся Русь, где бы «предстал весь русский человек со всем разнообразием богатств и даров, доставшихся ему на долю... и со всем множеством тех недостатков, которые находятся в нем».
В тот же, московский, последний период жизни писатель готовил к печати второе собрание своих сочинений, работал над духовной прозой.
Все, кто приходил сюда, как правило, заставали Гоголя работавшим стоя у высокой конторки или переписывавшим рукопись за столом. Сочиняя, писатель часто проговаривал текст, разыгрывая целые сценки.
Рассказ о встрече с Гоголем в доме на Никитском в октябре 1851 года оставил И. С. Тургенев: «Комната его находилась возле сеней, направо. Мы вошли в нее, и я увидел Гоголя, стоявшего перед конторкой с пером в руке... От его покатого, гладкого, белого лба по-прежнему так и веяло умом... Гоголь говорил много, с оживлением... все выходило ладно, складно, вкусно и метко».
5 ноября 1851 года в зале первого этажа, налево от входа, Гоголь читал комедию «Ревизор» актерам Малого театра. Г. П. Данилевский вспоминал об этом последнем публичном авторском чтении: «Очарованные слушатели долго стояли группами, вполголоса передавая друг другу свои впечатления. Щепкин, отирая слезы, обнял чтеца...».
Второй этаж экспозиции знакомит с книгами Гоголя, исследованиями о его жизни и творчестве. Представлены портреты хозяев дома, гравюры, литографии с видами памятных мест, связанных с именем писателя. Согласно легенде, один из нотных альбомов — Музыкальные пьесы Мендельсона на немецком языке, находящийся в нотно-музыкальном отделе (театральный салон), принадлежал графине А. Г. Толстой.
Новая, расширенная и дополненная, экспозиция музея была открыта 27 марта 2009 года к 200-летию со дня рождения писателя. «Дом Гоголя» дает возможность удовлетворить духовные, интеллектуальные и информационные потребности всех категорий посетителей.
Публикации о системе:
Статьи о системе не найдены
Поиск систем по параметрам