События Отечественной войны 1812 г. нашли отражение в документах эпохи, мемуаристике и эпистолярии очевидцев, оказали существенное влияние на идеологию и культуру российского общества XIX-XX вв., они неоднократно становились темой художественных произведений.  Крупнейшее в России собрание литературных и художественных материалов, посвященных событиям Отечественной войны 1812 г., хранится в Российском государственном архиве литературы и искусства. В фондах архива сохранились автографы М.И. Кутузова, М.Б. Барклая де Толли, В.А. Жуковского, Н.М. Карамзина, Д.В. Давыдова, П.А. Вяземского; литографии, гравюры и рисунки различных авторов; фольклорные материалы – русские и французские солдатские песни, народные рассказы о войне 1812 г.; рукописи музыкальных произведений, документы о создании спектаклей, кинофильмов, об организации выставок, проведении юбилейных мероприятий в 1912 г. Отражение событий Отечественной войны в художественной культуре XX в. наиболее ярко иллюстрируют патриотические произведения периода Великой Отечественной войны.

В 2011-2013 гг. была проведена работа над реализацией проекта «Создание мультимедийной информационной системы “Отечественная война 1812 г. и ее отражение в идеологии и художественной культуре XIX–XX вв.”», поддержанного Российским гуманитарным научным фондом. Целью проекта стало создание информационного ресурса, содержащего аннотации документов, изобразительных и литературных источников по теме и электронные копии архивных документов, рассредоточенных по различным фондам РГАЛИ. В ходе работы над проектом были подготовлены статьи, публикации  вновь обнаруженных архивных документов.

Информационная система размещена в свободном доступе на сайте РГАЛИ (www.rgali.ru) и специализированном сайте проекта, что позволило сделать ее доступной широкому кругу пользователей - историкам, искусствоведам, культурологам, преподавателям и ученым, занимающимся междисциплинарными исследованиями.

Источник описания

Одной из наиболее серьезных проблем научных исследований в гуманитарной области остается разобщенность архивных источников. Нередко ученые не могут получить доступ ко всей полноте материалов, находящихся в государственных и частных собраниях разных стран, более того, им недоступна информация о составе и содержании архивных фондов. Для электронной реконструкции источниковой базы необходимо разработать интерактивный ресурс, позволяющий оперативно работать с существующими локальными базами данных и включать новые информационные объекты в единую систему поиска. Помимо этого, для размещения неопубликованных источников необходимо решить организационные вопросы взаимодействия различных архивохранилищ и урегулировать правовые аспекты публикации документов.

В 2012 г. в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований (№ 10-06-00493а) был разработан алгоритм реконструкции источниковой базы, реализованный на примере виртуального архива И.А. Бунина.

Архивы Бунина сосредоточены в двух крупнейших хранилищах: Российского государственного архива литературы и искусства (г. Москва) и Русского архива Лидского университета (г. Лидс, Великобритания), кроме того, материалы И.А. Бунина присутствуют в других государственных и частных собраниях. В 2010–2012 гг. был создан Объединенный электронный архив Ивана Бунина, включающий рукописи (в том числе малоизвестные тексты), публикации в периодической печати, дневниковые записи, материалы о работе над произведениями, обширную переписку из разных собраний. Мы приносим глубокую благодарность за поддержку в этом начинании директору РГАЛИ Татьяне Михайловне Горяевой и хранителю Русского архива в Лидсе Ричарду Дэвису.
В настоящее время на публикацию произведений И.А. Бунина распространяется авторское право. Поэтому, без специального разрешения Фонда Ивана и Веры Буниных, мы не можем опубликовать в Интернете полнотекстовые электронные копии его произведений. Материалы, не подлежащие авторскому праву (в т.ч. прижизненные публикации статей о творчестве И.А. Бунина) представлены на сайте.

Дорогие коллеги! Наш сайт предназначен исключительно для научно-исследовательской работы. Все права на размещенные здесь материалы принадлежат предоставившим их архивохранилищам или ученым. Если вы хотите опубликовать эти материалы в своей книге или сделать перепост, пожалуйста, согласуйте это с редакцией сайта или обратитесь непосредственно в предоставившую их организацию.

 

Источник описания

Задачи сайта

Варлам Шаламов был бескомпромиссным человеком и стал не менее бескомпромиссным писателем. Его рассказы не просты для понимания — необходимо знание исторического контекста, а главное — они требуют заинтересованного читателя, осознающего ту травму, которую нанес нашей стране сталинизм. Без Шаламова понимание этой травмы попросту невозможно. Мы уверены: из всех представителей так называемой «лагерной прозы» Шаламов — самый яркий и одновременно самый беспощадный писатель, вышедший далеко за рамки одной этой темы — к философским вопросам этики человеческого существования и присутствия личности в истории. Именно поэтому Шаламов, без всякого сомнения, — писатель XXI века.

К сожалению, Шаламова знают намного меньше, чем он того заслуживает, и научная «шаламовиана» пока до обидного мала. Сам Шаламов, по своему собственному выражению, был «шантажеустойчивой личностью», которая плохо вписывалась в различные идеологические рамки. С одной стороны — жертва сталинских репрессий, но при этом — активный участник «левой» оппозиции конца 20-х годов, попавший в ГУЛАГ не как случайная жертва, а как сознательный борец против сталинизма, остававшийся на этой позиции до конца жизни. Человек, подчеркивавший свою близость русской революционной интеллигенции, восхищавшийся мужеством народовольцев и эсеров, после заключения презрительно называвший либеральную («диссидентскую») оппозицию «прогрессивным человечеством» и сознательно дистанцировавшийся от нее. Не желавший быть «орудием холодной войны» — каким стал часто сравниваемый с Шаламовым Солженицын. Остро мечтавший увидеть свои рассказы опубликованными на родине, а не в «тамиздате». Приходится отметить — эта шаламовская бескомпромиссность оказывается одной из главных причин его замалчивания, с одной стороны, и различного рода идеологических искажений — с другой; их примерами могут служить две попытки художественной экранизации рассказов Шаламова.

Исследований — мало. Но они неминуемо будут умножаться. И исследователям безусловно необходима информационная база и площадка для диалога. Мы надеемся, что сайт shalamov.ru поможет формированию подобного исследовательского и культурного пространства.

Таким образом, сайт призван помочь:

  • — привлечению внимания читателей к творчеству Варлама Шаламова, без которого, как мы считаем, невозможно ни достаточное понимание истории России XX века, ни полноценное осознание/осмысление России сегодняшней;
  • — сбору информации о жизни и сочинениях Варлама Шаламова, пока не попавших в сферу внимания исследователей;
  • — созданию междисциплинарной информационной базы для исследователей шаламовского творчества: публикации научных работ, обзоров иноязычных публикаций, диссертационных исследований;
  • — информированию об актуальных событиях, происходящих «вокруг Шаламова» и его наследия.

Выполнение этих задач невозможно без помощи всех, кто увлечен рассказами и поэзией Шаламова — как ученых, так и простых читателей. Поэтому мы ждем Ваших отзывов и предложений сотрудничества.

Редакция сайта

  • Руководитель проекта: Сергей Соловьёв
  • Координатор: Анна Гаврилова
  • Редакционная коллегия: Валерий Есипов, Анна Гаврилова, Сергей Агишев, Михаил Дрёмов, Александр Аверюшкин
  • Программирование: Алексей Москвин, Игорь Коваленко, Иван Харламов
  • Дизайн: Иван Харламов

Проект создается с одобрения и при поддержке Ирины Павловны Сиротинской — правообладательницы и хранительницы наследия В.Т. Шаламова.

Сайт работает в контакте с «Шаламовским домом» в Вологде.

Проект создан и поддерживается на средства гранта РГНФ №08-03-12112в
Адрес редакции: ed@shalamov.ru

Благодарности

Коллектив сайта прежде всего благодарит Ирину Павловну Сиротинскую — многолетнего друга Варлама Шаламова и хранительницу его наследия, проделавшую огромную работу для привлечения внимания к произведениям Варлама Шаламова, их публикации и организации научных исследований. Без её благожелательной поддержки идея создания этого проекта не могла бы осуществиться.

Сама идея этого сайта возникла у его создателей после посещения мемориальной комнаты В. Шаламова в Вологодской картинной галерее, расположенной в доме, где родился и вырос Варлам Тихонович. Общение с создателем и первым руководителем этого музея — Мариной Николаевной Вороно, трагически погибшей в декабре 2005 года, и подтолкнуло нас к созданию проекта. Сайт создавался при помощи работников «Шаламовского дома» и его руководительницы Риммы Рожиной, предоставившей доступ к фондам и экспонатам музея.

Мы благодарны Александру Белоусенко, впервые разместившему в сети сборники рассказов Варлама Шаламова. Позднее работа в сети с наследием Шаламова была продолжена в Вологодской областной библиотеке. Мы благодарим директора библиотекиНелли Николаевну Белову и создателей сайта «Варлам Шаламов — Данте XX века», оцифровавших весомую часть шаламовского творчества и разместивших в сети первый сайт о Шаламове — Марию Ильюшину и Елену Наумову, а также составителя наиболее полной на момент создания сайта шаламовской библиографии — Наталью Николаевну Фарутину.

Также мы благодарим Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ) и лично его директора Татьяну Михайловну Горяеву за помощь в работе с рукописями Варлама Шаламова.

 

Источник описания

Судьба творческого наследия Вячеслава Иванова может стать одним из наиболее ярких примеров рассредоточения архивных материалов по собраниям разных стран: его архивы находятся в России (РГАЛИ, Отделы рукописей РГБ, ИМЛИ и ИРЛИ РАН) и Италии (Исследовательский Центр В.И. Иванова в Риме).

Современные компьютерные технологии позволяют разместить в Интернете цифровые копии архивных документов и обеспечить ученым свободный доступ к уникальным источникам. Этот метод был применен Исследовательским Центром в Риме, разместившим на своем сайте (www.v-ivanov.it) творческий архив поэта. Наш проект призван объединить в виртуальном пространстве цифровые копии материалов, находящихся в России и Италии.

В собраниях РГАЛИ и Исследовательского Центра В.И. Иванова сосредоточен основной массив творческого наследия поэта: рукописи стихотворных произведений, переводов и статей, рукописные книги, переписка, фотографии, биографические материалы. Оригиналы опубликованных здесь цифровых изображений находятся в собрании РГАЛИ. Мы очень благодарны директору архива Татьяне Михайловне Горяевой за поддержку в этом начинании – РГАЛИ первым из российских архивов дал согласие разместить в свободном доступе свои материалы.

Одна из целей проекта – создать общую для специалистов по Серебряному веку исследовательскую площадку. Сайт только начинает наполняться материалами. Мы будем благодарны за Ваши отзывы и предложение ваших исследований для размещения на сайте.

Творческий архив Анны Ахматовой принадлежит к числу редких сокровищ мировой культуры. Тем не менее, получить полное представление о нём непросто: рукописи поэта рассредоточены по фондам различных учреждений и частным собраниям, находящимся в разных городах России и за рубежом. Наш проект призван объединить в виртуальном пространстве творческое наследие поэта, сделав его доступным ученым. Мы надеемся, что он будет способствовать как решению научных проблем ахматоведения, так и популяризации творческого наследия поэта.

В рамках проекта планируется представить на сайте электронные образы материалов, хранящиеся в крупнейших архивных собраниях: фондах Российского государственного архива литературы и искусства, Музее Анны Ахматовой в Фонтанном Доме, Российской национальной библиотеке, Российском государственном архиве кинофотодокументвов, Российском государственном архиве фонодокументов, Центральном государственном архиве кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга. В этих собраниях сосредоточен основной массив творческого наследия Анны Ахматовой: рукописи стихотворений и поэм, записные книжки, статьи и дневниковые записи, воспоминания, «библиотека поэта» (книги с правкой и заметками А.А. Ахматовой), переписка, фотографии, кадры кинохроники, аудиозаписи, биографические материалы. Мы надеемся, что состав представленных на сайте собраний будет расширяться. Оригиналы опубликованных цифровых изображений находятся в собрании РГАЛИ. И мы благодарны директору архива Татьяне Михайловне Горяевой за поддержку в этом начинании – РГАЛИ первым дал согласие разместить в свободном доступе свои материалы,  и обладательнице авторского права на произведения А.А. Ахматовой Маргарите Ивановне Новгородовой за разрешение опубликовать на нашем сайте цифровые копиии документов.

Одна из целей проекта – создать общую для ученых-ахматоведов исследовательскую площадку. Сайт только начинает наполняться материалами. Мы будем благодарны за Ваши отзывы и предложение ваших исследований для размещения на сайте.

Дорогие коллеги! Наш сайт предназначен исключительно для научно-исследовательской работы.  Все материалы представлены на сайте исключительно для визуального просмотра. По вопросам  коммерческого использования (в т.ч. публикации) обращайтесь в Агентство ФТМ, Лтд. Сайт Агентства: www.litagent.ru

 

Источник описания

Виртуальный архив А.К. Толстого

В Российском государственном архиве литературы и искусства хранится фонд Алексея Константиновича Толстого (ф. 506), включающий в себя 40 единиц хранения. Материалы А.К. Толстого находятся и в других собраниях РГАЛИ: в фондах Вяземских, А.М. Жемчужникова, Н.Я. Мясковского, Ю.Г. Оксмана, Рачинских, М.Г. Савиной, музыкальных и литературных издательств.

Документы А.К. Толстого представлены автографами его стихотворений, многочисленными рукописными списками произведений поэта 2-й половины XIX в., письмами А.К. Толстого М.Н. Муравьеву, Л.А. Перовскому, письмами к А.К. Толстому И.С. Аксакова, Н.А. Благовещенского, Е.П. Ковалевского, М.М. Стасюлевича и др. В архиве хранятся цензурные экземпляры книг А.К. Толстого "Полное собрание стихотворений" и "Царь Федор Иоаннович" с купюрами, письмо Н.Ф. Щербины к жене поэта С.А. Толстой; романсы выдающихся композиторов Р.М. Глиэра, Ф. Листа, Н.Я. Мясковского, С.И. Танеева и многих других на слова А.К. Толстого. Среди биографических документов - копия акта о разделе имущества А.К. Толстого, договоры его наследников с издательством А.Ф. Маркса об издании собрания сочинений.

Современные компьютерные технологии позволяют разместить в Интернете цифровые копии архивных документов и обеспечить исследователям, а также любителям русской поэзии свободный доступ к уникальным источникам. Проект «Виртуальный архив А.К. Толстого» призван объединить в виртуальном пространстве цифровые копии материалов, находящихся в РГАЛИ. Одна из целей проекта – создать общую для специалистов по изучению творчества А.К. Толстого исследовательскую площадку.

Материалы «Виртуального архива А.К. Толстого» распределены по следующим разделам:
1. Рукописи А.К. Толстого
2. Переписка
1) Письма А.К. Толстого
2) Письма к А.К. Толстому
3. Материалы к биографии
4. Портреты А.К. Толстого
5. Произведения А.К. Толстого в искусстве
1) Музыка
2) Театр
3) Графика

Сайт создан в рамках ФЦП «Культура России 2011-2018»
Участники проекта:
Российский государственный архив литературы и искусства
Редакция сайта:
Лидия Николаевна Бодрова (РГАЛИ)
Программирование и дизайн: Альт-Софт

Источник описания

Первая мировая война – важнейший этап в отечественной истории XX века, оказавший определяющее влияние на судьбу России, судьбы отдельных людей. События военных лет запечатлены в многочисленных изобразительных источниках – рисунках, фотографиях, карикатурах, плакатах. Дух эпохи передают сохранившиеся документы: корреспонденции с фронта, дневники и переписка современников, листовки, афиши и программы концертов, вечеров, каталоги художественных выставок. Яркое отражение военные события получили в стихотворных и прозаических произведениях литераторов. Многие представители российской творческой интеллигенции оказались не только свидетелями, но и непосредственными участниками этих событий, среди них А.А. Блок, Н.С. Гумилев, С.А. Есенин, М.М. Зощенко, В.В. Вишневский, Н.Я. Мясковский. В личных фондах и коллекциях Российского государственного архива литературы и искусства хранится уникальная по составу, значительная по объему и видовому разнообразию совокупность документов о Первой мировой войне.

В 2014 г. в связи со 100-летним юбилеем начала войны РГАЛИ осуществил проект по созданию виртуального архива документов о Первой мировой войне с целью обеспечения доступа к ним исследователей и всех интересующихся данной тематикой в сети Интернет. Впервые были оцифрованы наиболее ценные и востребованные исследователями документы, интересные с точки зрения запечатленной в них информации о «забытой» войне, художественные произведения на военную тематику, значительный комплекс материалов о широкой благотворительной деятельности, развернувшейся в стране в эти годы.

Разработанная структура информационного массива позволит представить всё многообразие источников: исторические документы (манифесты, документы общественных организаций, листовки); личные документы участников; рукописи стихотворений, поэм, рассказов и повестей, фронтовых очерков и корреспонденций; письма, дневники и воспоминания; рисунки, плакаты и карикатуры, проекты памятников; фотографии; фольклорные материалы; многочисленные документы о благотворительности, выставках, концертах, театральных постановках.

Созданный информационный массив позволит организовать широкий доступ к историческому и творческому наследию России.
Сайт создан в рамках ФЦП «Культура России 2011-2018»
Участники проекта:
Российский государственный архив литературы и искусства
Редакция сайта:
Лидия Николаевна Бодрова (РГАЛИ)
Программирование и дизайн: Альт-Софт

 

Источник описания