Архангельский краеведческий музей – вехи истории: 1837–2017
Начало истории Архангельского краеведческого музея было положено в 1837 году, когда были сформированы его первые коллекции.
Этому предшествовало распоряжение Министерства внутренних дел России, сделанное в 1836 году по «Повелению» императора Николая I об организации во всех губернских городах постоянных «выставок изделий и образцов фабричной, заводской, ремесленной и местной промышленности в виде кабинетов или музеумов».
Выставки-музеи, по замыслу учредителей, должны были способствовать соревнованию между гражданами, представляя наиболее совершенные орудия труда, а также знакомить представителей царской фамилии, путешествующих по России, с особенностями той или иной губернии, показывая предметы, характеризующие основные природные богатства, занятия и быт жителей.
В 1837 году в Архангельске была образована «Выставка произведений губернии», первоначально насчитывающая 94 предмета естественно-исторического и этнографического характера. Большая заслуга в организации «Выставки произведений» принадлежит губернаторам Илье Ивановичу Огареву и Александру Николаевичу Муравьеву, а также политическому ссыльному, бывшему адвокату поляку Фелициану Ивановичу Тустановскому, штабс-капитану Семену Григорьевичу Никитину и первому заведующему выставкой, бывшему чиновнику губернского правления, Михаилу Антоновичу Варзугину.
Коллекции «Выставки…» хранились, постоянно пополняясь, при Приказе общественного призрения в отдельной комнате, а в 1840 году были перенесены в казенный дом гражданского губернатора. В 1844 году коллекции впервые были представлены публики на специально устроенной временной выставке по случаю посещения Архангельска Великим князем Константином Николаевичем Романовым. А в 1850 году «Архангельская губернская выставка» стала экспонентом Санкт-Петербургской выставки сельскохозяйственных произведений, организованной Императорским вольным экономическим обществом.
В 1858 году, после окончания временной выставки, организованной по случаю посещения Архангельска императором Александром II, произошло значительное пополнение и обновление коллекций «Выставки произведений Архангельской губернии». Она была выведена из непосредственного подчинения губернской администрации и передана в ведение Архангельской публичной библиотеки.
В 1861 году на заседании статистического комитета, проходившем 29 сентября под председательством гражданского губернатора Николая Ивановича Арандаренко, было принято решение о передаче «Выставки произведений…» статистическому комитету и о наименовании ее музеем статистического комитета. Для дальнейшего развития музея это решение имело огромное значение. В лице статистического комитета музей получил научное руководство и впервые – ежегодное денежное пособие на содержание в размере 200 рублей.
В 1863 году музей находился первое время при канцелярии статистического комитета и был открыт для публики, коллекции насчитывали тогда 804 предмета. В 1865 году музей статистического комитета пополнился коллекциями музея, образованного при палате государственных имуществ в 1850-х годах.
Значительным этапом стал 1897 год, когда музей из ведомственного при статистическом комитете превратился в городской публичный. Эти изменения связаны прежде всего с деятельностью нового архангельского губернатора Александра Платоновича Энгельгардта: 17 декабря 1897 года Городская Дума по ходатайству губернатора присвоила музею новое наименование и статус, выделила постоянные помещения в своем здании и дополнительное финансирование в размере 200 рублей.
За многие десятилетия в комплектование музейных коллекций внесли свой вклад представители самых разных слоев общества: губернаторы и чиновники, представители интеллигенции, купечества и крестьянства. Значительный вклад внесли П.С. Ефименко, Я.И. Лейцингер, П.Г. Минейко, Г.О. Минейко, И.М. Сибирцев, А.Г. Тышинский, П.П. Чубинский, А.В. Шидловский, А.П. Энгельгардт и ряд других известных на Севере и за его пределами политических и общественных деятелей, ученых, исследователей, историков и краеведов.
Следующим значимым для развития музея событием стало принятие в 1920 году, уже после установления на Советской власти на Севере, решения о создании Северного краевого музея на основе Архангельского городского публичного музея и объединения в его составе Епархиального древлехранилища при Архангельском Церковно-археологическом комитете, Рыбопромышленного музея Крайнего Севера и музея Архангельского общества изучения Русского Севера. Позднее в состав краевого музея вошел Музей Революции, занимавшийся сбором и изучением материалов по истории революционного движения на Севере.
В 1938 году музей был объединен с Музеем Революции, основанном в 1927 году и получил название Архангельский областной краеведческий музей.
В 1917–1927 годах музей возглавлял Константин Павлович Рева (1866-1942), бывший учитель гимназии, археолог и этнограф. В 1929 году музей возглавил О.И. Валюшис (1881–1933), член губернской ЧК, инициатор организации Музея Революции с филиалом на острове Мудьюг (где во время интервенции он сам находился в заключении). В 1930–1936 годах директором Северного краевого музея был Вячеслав Алексеевич Тонков, занимавшийся изучением истории Архангельска и ненецкого фольклора.
В годы Великой Отечественной войны музей продолжал работу по своим основным направлениям: пополнялись коллекции музея, в том числе и по военной тематике, сотрудники музея вели просветительскую работу как в музее, так и в военных госпиталях Архангельска. В 1941 году часть сотрудников была занята на спецработах в прифронтовой зоне на Кольском полуострове. Сотрудники музея воевали на фронтах Великой Отечественной, трое из них не вернулись с войны. Погибли музейные художники Владимир Андреевич Ячник и Николай Петрович Узкий, умер от ран в госпитале в Ярославле заведующий фондами Петр Иванович Васильев.
В 1942 году здание музея дважды пострадало от налетов нацистской авиации. В том же году все основные коллекции музея для их сохранения были эвакуированы в Сольвычегодск, откуда благополучно возвратились в 1944 году.
Новый этап в жизни музея начался на рубеже 1950-х – 1960-х годов. Началось планомерное систематическое изучение края ежегодными историко-бытовыми, археологическими и природоведческими экспедициями. В результате этой работы значительно пополнились и были вновь сформированы коллекции первобытной и средневековой археологии, народной одежды, кустарных промыслов и ремесел, бытовых предметов и орудий труда, памятников техники и естественно-научные.
В 1960-1961 годах впервые была организована городская экспедиция для сбора материалов по развитию лесопильного производства в Архангельске. Интересной и разнообразной коллекцией материалов по городской культуре и быту пополнились фонды музея в результате городских сборов 1970-1980-х годов.
Архангельский краеведческий музей традиционно является методическим центром для остальных музеев Архангельской области, оказывая методическую и практическую помощь в организации работы и подготовке новых экспозиций. Как филиалы областного музея были организованы и начинали свою деятельность Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник, Северодвинский городской музей, музей в Котласе и Красноборский районный музей.
В 1960 году на базе художественных коллекций краеведческого музея был образован другой известный музей региона – изобразительных искусств – нынешнее Государственное музейное объединение «Художественная культура Русского Севера».
Сегодня как филиалы Архангельского краеведческого музея работают Мезенский и Пинежский краеведческие музеи, Литературно-мемориальный музей Ф.А. Абрамова в селе Веркола.
Во второй половине XX века были построены две полнопрофильные экспозиции музея, наиболее значительная из которых открылась в 1976 году в новом здании на площади Ленина, 2 в Архангельске и проработала до 1990 года.
В 1981 году музею был передан комплекс зданий Архангельских Гостиных дворов – уникальный памятник истории и архитектуры XVII–XVIII веков, старейшая каменная постройка Архангельска. Первая крупная выставка – посвященная 400-летию Архангельска, – открылась здесь уже в 1984 году.
Параллельно с организацией выставочной деятельности музей вел работу по разработке проекта реставрации и музеефикации этого памятника истории и архитектуры. Проект реставрации был утвержден в 1986 году, реставрация Гостиных дворов началась в 1996 году, и после масштабных реставрационных работ в 2009–2014 годах Архангельский краеведческий музей вступил в новый период своего развития. Основные экспозиции и выставки музея расположились в отреставрированных купеческих палатах Русского Гостиного двора XVII века и парадных залах XVIII века.
В 2007 музею был передан еще один памятник истории и культуры федерального значения – памятник фортификации начала XVIII века «Архангелогородская Новодвинская крепость» – первая каменная бастионная приморская крепость в России. Сегодня на территории крепости ведутся археологические раскопки и реставрационные работы, в летнее время действует туристический военно-исторический маршрут.
Музей ведет активную научно-исследовательскую и выставочную работу: создаются различные выставки, проводятся научные конференции и семинары, общественные чтения. Начиная с 1850 года Архангельский краеведческий музей принимал участие во многих российских и международных выставках: в Москве и Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Бергене и Берлине, Лондоне и Париже... За участие в выставках музей много раз удостаивался дипломов и медалей, в том числе золотых.
Архангельский краеведческий музей поддерживает широкие международные контакты, особенно плодотворное сотрудничество сложилось с коллегами из скандинавских стран, прежде всего Норвегии. Музей активно участвует в глобальных культурных акциях и обмене выставками с российскими и зарубежными музеями, поддерживает тесные связи с соседними регионами России.
Сегодня Архангельский краеведческий музей – крупное научное и просветительское учреждение, современный выставочный и методический центр, располагающий обширным архивом и библиотекой, имеющий собственную научную реставрационную мастерскую. Музейное собрание насчитывают более 265 тысяч единиц хранения, и представляет собой крупнейшее комплексное собрание региона, составляющее половину музейного фонда Архангельской области.
Особенностью музея является наличие раритетов, достойных стать основой музейных сокровищниц и эксклюзивных экспозиций, в том числе мирового значения: Евангелие Тяпинского 1570 года, коллекция предметов с зимовки Виллема Баренца 1598 года, вещи, принадлежавшие известным августейшим особам и государственным деятелям (Петру I, царевне Софье, митрополиту Филарету, патриарху Никону, Михаилу Васильевичу Ломоносову, Иоанну Кронштадскому и ряду других). В Архангельском краеведческом музее хранятся предметы, имеющие большое художественное значение: холмогорская кость, лицевое шитье и мелкая пластика, ряд городских реликвий Архангельска – карета «Берлин» XVIII века, возившая Брауншвейгское семейство, трофейный английский танк M-V 1918 года, трамвайный вагон 1957 года.
Среди естественно-научных коллекций особую ценность представляют плиты со следами фауны Вендского периода, возраст которых составляет 550 миллионов лет, коллекция минералов и ряд других. Не менее обширны и коллекции документов, фотографий и нумизматики.
У краеведческого музея много друзей, оказывающих ему бескорыстную интеллектуальную, материальную и финансовую поддержку. Это известные ученые, исследователи, общественные и государственные деятели, педагоги, экологи. Спонсорами музея выступают ведущие российские компании разных отраслей, работающие в регионе.
Свое 180-летие Архангельский краеведческий музей встречает в качестве крупнейшего музейно-культурного и туристического центра региона, в котором формируется наиболее масштабная естественно-научная и историко-культурная экспозиция. Традиционные формы музейной работы при этом активно сочетаются с использованием современных мультимедийных технологий и интерактивных выставочных пространств. Сегодня миссия музея – сохраняя историческую приверженность модели «музея местного края» мобилизовать ресурсный потенциал для решения стратегических задач развития Архангельской области, ее продвижения, как исторического центра Поморья и российских ворот в Арктику, стать ведущим высокотехнологичным имиджевым музейным центром.