Историко-ориентированные системы становятся все более значимым элементом информационной среды исторической науки и образования. В статье рассматриваются состояние и тенденции их развития на уровне понятийного аппарата, подходов к созданию, содержания, источников и других параметров. Дана характеристика некоторым типам систем. Особое внимание уделяется исследовательскому потенциалу ресурсов и их средствам инструментального обеспечения исторических исследований различного типа. При анализе был использован разработанный в Пермском университете электронный каталог «Историко-ориентированные информационные системы», размещенный на сайте digitalhistory.ruОткрывается в новом окне. Каталог содержит более 800 отечественных и зарубежных ресурсов, созданных в период 1990—2015 гг., и около 500 публикаций.

 

В статье рассматриваются информационные системы и их возможности в сохранении и репрезентации историко-культурного наследия, дается определение понятия «виртуальный музей», анализируются возможности расширения доступа к предметам историко-культурного наследия посредством сохранения и репрезентации электронных копий и их коллекций и метаданных к ним, представления объемных моделей предметов историко- культурного наследия, восстановления облика утерянных фрагментов и полностью утраченных в реальности предметов. Информационные ресурсы виртуальных музеев рассматриваются как часть цифрового культурного наследия. Автор показывает, что выделение типов виртуальных музеев может Подпись руководителя проекта быть основано на различных критериях - по типу источников и содержанию коллекций, по технологии организации и представления информации, по типу социальной функции музея (учебная, научная, просветительская, исследовательская) и цели создания, по отношению к профильной дисциплине или комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства и т.д. В статье подчеркивается, что Это значит, что виртуальные музейные коллекции должны включать метаданные и описание источников вкупе с цифровыми копиями. Пользователь должен иметь доступ к детальному описанию предмета, информации о месте хранения, физических характеристиках, степени сохранности и т.д. При этом стандартное метаописание может быть дополнено при необходимости другой информацией, интересной и значимой для посетителя виртуального музея. Автор демонстрирует технологические преимущества виртуального музея по сравнению с реальным музеем, которые заключаются, в том числе, в возможностях репрезентации трехмерных компьютерных моделей экспонатов. Автор делает вывод о том, что виртуальный музей как информационная система имеет особый инструментарий и выступает в качестве среды сохранения и репрезентации объектов и предметов ИКН.

В статье анализируются современные информационные технологии, которые включаются в идеологию Web 2.0, в том числе, «облачные» технологии, технологии социальных сетей, технология Wiki и другие. Автор показывает, что значение предоставления возможностей пользователям принимать участие в развитии информационных ресурсов, в том числе, и историко- ориентированных, для успешного развития информационной среды в целом, и информационных ресурсов, в частности. В статье проанализированы информационные системы, организованные с помощью технологий из сферы Web 2.0, дана их характеристика и продемонстрированы основные возможности, которые предоставляются пользователям для развития Подпись руководителя проекта ресурсов. Автор выделяет три основных типа привлечения пользователей к развитию информационных систем по степени вовлеченности пользователей в развитие ресурсов. В статье показаны основные виды работы, в которые вовлечены пользователи ресурсов - перевод документов на иностранные языки, редактирование и транскрибирование отсканированных текстов, совершенствование технологической составляющей, привлечение тьюторов для работы со студентами, изучение исторических материалов, модерирование и администрирование групп пользователей, ведение блогов и микроблогов, разметка изображений, а также участие в разработке вопросов сохранения, документирования и репрезентации ИКН

В статье анализируется процесс создания историко-ориентированных информационных систем в США на институциональном уровне. Автор акцентирует внимание на реализованных системах музеями, библиотеками, университетами, частными организациями, как в самостоятельном, локальном плане, так и в их сотрудничестве. В статье выявляются основные принципы организации и функционирования историко-ориентированных информационных систем, рассматриваются наиболее как наиболее типичные информационные системы, так и уникальные в своих подходах к проектированию и реализации.

Данные о гласных Московской, Пермской и Петербургской губерний