Созданию Пермской художественной галереи предшествует ряд событий, серьёзно повлиявших на становление музея и его коллекции. В 1890 г. в Перми был создан Научно-промышленный музей, при котором в 1902 году открылся художественный отдел. К 1907 г. в собрании отдела числились работы профессора Академии художеств, исторического живописца Василия Верещагина и его брата Петра Верещагина, подаренные родной Перми. В отдел поступали работы выдающихся русских художников (Николай Гущин, братья Сведомские и др.) – это и послужило основой формирования коллекций будущего Художественного музея, открывшегося 7 ноября 1922 года.

Важнейшая часть коллекции музея формировалась благодаря его основателям,  исследователям истории культуры Пермского края Александру Сыропятову и Николаю Серебренникову. В 1920-е годы были организованы исследовательские экспедиции по территории края, в результате которых были собраны коллекции Пермской деревянной скульптуры, золотого лицевого и орнаментального шитья, предметов культа и Строгановской иконы. К 1925 г. коллекция музея уже насчитывала более 4000 предметов. Первый директор музея Александр Сыропятов писал: «Открытием в Перми Художественного музея положено начало большому и серьезному делу, значение которого при нормальном его развитии подлежит оценивать в широком, общереспубликанском, но отнюдь не только в пермском масштабе…».

В 1920-е годы  коллекция  музея пополнялась за счёт Государственного музейного фонда, созданного в результате национализации частных собраний. В Москве были открыты  Музеи новой живописной культуры, нового западного искусства и другие. В последствие многие из них были расформированы и произведения переданы в провинциальные музеи, в том числе и пермский.  В 1929 году впервые в стране в музее открылась экспозиция современного искусства Урала, ставшая началом собиранию искусства XX века. В 1932 году Музей открывается в здании бывшего Спасо-Преображенского кафедрального собора, в котором удалось сохранить уникальный резной иконостас, привезенный из монастыря, находящегося в селе Пыскор. В 1936 году Музей получает новое название – Пермская государственная художественная галерея. В период Великой отечественной войны  в здании галереи разместились на хранение коллекции Государственного русского музея, также там находилась мастерская по изготовлению агитационных плакатов, руководителем которой был директор Николай Серебренников. Многие из этих плакатов вошли в коллекцию.

В 1960-1990-е годы  научные сотрудники галереи участвовали в экспедициях, в результате которых были собраны предметы народного искусства Пермского края: народная икона, костюм, керамика, ткачество, роспись по дереву. В конце XX века галерея начала тесно сотрудничать с зарубежными художниками, коллекционерами и искусствоведами. Известный немецкий коллекционер искусства XX века Юрген Вайхардт принёс в дар более 150 графических листов из своего собрания, член Королевской академии искусств Великобритании, художник Кирилл Соколов подарил галерее часть своих работ, а также коллекцию старой английской гравюры. Центральным местом в собирательской деятельности галереи является коллекция русского искусства  XVI – начала XXI веков, которая полно и ярко отражает процесс развития художественной культуры России и Пермского края.

Источник

Историко-ориентированные системы становятся все более значимым элементом информационной среды исторической науки и образования. В статье рассматриваются состояние и тенденции их развития на уровне понятийного аппарата, подходов к созданию, содержания, источников и других параметров. Дана характеристика некоторым типам систем. Особое внимание уделяется исследовательскому потенциалу ресурсов и их средствам инструментального обеспечения исторических исследований различного типа. При анализе был использован разработанный в Пермском университете электронный каталог «Историко-ориентированные информационные системы», размещенный на сайте digitalhistory.ruОткрывается в новом окне. Каталог содержит более 800 отечественных и зарубежных ресурсов, созданных в период 1990—2015 гг., и около 500 публикаций.

 

В статье рассматриваются информационные системы и их возможности в сохранении и репрезентации историко-культурного наследия, дается определение понятия «виртуальный музей», анализируются возможности расширения доступа к предметам историко-культурного наследия посредством сохранения и репрезентации электронных копий и их коллекций и метаданных к ним, представления объемных моделей предметов историко- культурного наследия, восстановления облика утерянных фрагментов и полностью утраченных в реальности предметов. Информационные ресурсы виртуальных музеев рассматриваются как часть цифрового культурного наследия. Автор показывает, что выделение типов виртуальных музеев может Подпись руководителя проекта быть основано на различных критериях - по типу источников и содержанию коллекций, по технологии организации и представления информации, по типу социальной функции музея (учебная, научная, просветительская, исследовательская) и цели создания, по отношению к профильной дисциплине или комплексу наук, виду искусства, отрасли культуры или производства и т.д. В статье подчеркивается, что Это значит, что виртуальные музейные коллекции должны включать метаданные и описание источников вкупе с цифровыми копиями. Пользователь должен иметь доступ к детальному описанию предмета, информации о месте хранения, физических характеристиках, степени сохранности и т.д. При этом стандартное метаописание может быть дополнено при необходимости другой информацией, интересной и значимой для посетителя виртуального музея. Автор демонстрирует технологические преимущества виртуального музея по сравнению с реальным музеем, которые заключаются, в том числе, в возможностях репрезентации трехмерных компьютерных моделей экспонатов. Автор делает вывод о том, что виртуальный музей как информационная система имеет особый инструментарий и выступает в качестве среды сохранения и репрезентации объектов и предметов ИКН.

В статье анализируются современные информационные технологии, которые включаются в идеологию Web 2.0, в том числе, «облачные» технологии, технологии социальных сетей, технология Wiki и другие. Автор показывает, что значение предоставления возможностей пользователям принимать участие в развитии информационных ресурсов, в том числе, и историко- ориентированных, для успешного развития информационной среды в целом, и информационных ресурсов, в частности. В статье проанализированы информационные системы, организованные с помощью технологий из сферы Web 2.0, дана их характеристика и продемонстрированы основные возможности, которые предоставляются пользователям для развития Подпись руководителя проекта ресурсов. Автор выделяет три основных типа привлечения пользователей к развитию информационных систем по степени вовлеченности пользователей в развитие ресурсов. В статье показаны основные виды работы, в которые вовлечены пользователи ресурсов - перевод документов на иностранные языки, редактирование и транскрибирование отсканированных текстов, совершенствование технологической составляющей, привлечение тьюторов для работы со студентами, изучение исторических материалов, модерирование и администрирование групп пользователей, ведение блогов и микроблогов, разметка изображений, а также участие в разработке вопросов сохранения, документирования и репрезентации ИКН

Рассмотрен опыт реализации проекта создания на основе архивных документов и материа-лов, отражающих предвыборную агитацию и пропаганду в Прикамье в постсоветский период, мультидисциплинарной, источнико-ориентированной информационной системы. Проанализированы основные подходы, методы, средства и технологии, проблемы реализации проекта. Сопоставление результатов анализа с основными чертами таких современных направлений как Digital humanities, Digital political science, позволило показать общность основных тенденций в процессах информатизации гуманитарных наук в России и за рубежом.

Дается обзор проектов, представленных на российско-французском семинаре «TXM и корпусы русских текстов», прошедшем в Лионе в июне 2015 г. Обсуждаются теоретические и прикладные проблемы создания информационных ресурсов в области истории, политологии и лингвистики на основе российских и французских исторических источников. Описаны возможности платформы TXM (TeXtoMetrie) для исследований в области цифровой гуманитаристики (digital humanities), среди которых инструменты анализа текстов, построение конкордансов, по-иск мотивов, частотные словари, различные статистические функции, классификации, анализ совместной встречаемости.

В статье рассматривается применение ГИС для изучения Пермской губернии накануне введения земских учреждений. На основе анализа социально- экономических показателей были выстроены рейтинги, указывающие на степень модернизации уезда, позволяющие реализовать метод типологии уездов на основе их классификации по модернизационным признакам.