Музей, посвященный истории и культуре России с древнейших времен до наших дней. Фонды ГИМа насчитывают более 4,5 млн музейных предметов.В музейный комплекс входят также Покровский собор (собор Василия Блаженного), Музей Отечественной войны 1812 года и Палаты Романовых в Зарядье. Каждый из залов Государственного исторического музея соответствует особой исторической эпохе, росписи в них повторяют знаменитые церковные и дворцовые фрески.

Московский государственный объединенный музей-заповедник создан в 2005 году на базе государственного музея-заповедника “Коломенское” (год основания – 1923). В него входят интереснейшие историко-культурные и природные территории Москвы: старинные села Коломенское и Дьяково с комплексом построек древней государевой резиденции, часть царской усадьбы Измайлово и усадьба Люблино.

Музей-заповедник включает три исторические территории:

1. Древнее подмосковное село Коломенское с постройками Государева двора, музеем деревянного зодчества, старинными садами и парками (XIV-XIX вв.);

2. Природный и историко-культурный комплекс усадьбы Н.А. Дурасова в Люблине (начало XIX в.);

3. Памятники на территории усадьбы Измайлово (XVII -XIX вв.).

Коломенское – резиденция великих князей московских и русских царей известна с XIV века. Его уникальный архитектурный ансамбль представляет большую художественную и историческую ценность.

Именно здесь расположена церковь Вознесения Господня, построенная в 1532 г. Она много столетий являет собой уникальный образец русской архитектуры, оказавший глубокое влияние на развитие архитектуры стран Восточной Европы. Это один из первых шатровых каменных храмов на Руси. Все эти годы он не подвергался значительным перестройкам и реконструкциям, что стало одной из причин для включения памятника в 1994 г. в Список всемирного наследия ЮНЕСКО, наряду с Московским Кремлем и Красной площадью.

В непосредственной близости от церкви Вознесения находятся еще три памятника архитектуры: Георгиевская колокольня (XVI в.), Водовзводная башня (XVII в.) и Павильон 1825 г. архитектора Е.Д. Тюрина.

В Дьяково расположен замечательный памятник архитектуры XVI в. – церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи. Построенный в середине века, он является прообразом Собора Василия Блаженного (Покровского) на Красной Площади и построен, вероятно, теми же зодчими.

15 мая 2008 года в Коломенском открылся Музей деревянного зодчества, организованный на основе подлинных памятников. В собрание музея входят: проездная башня Николо-Карельского монастыря с побережья Белого моря, башня Братского острога, а также Моховая башня Сумского острога построенные ко второй половине XVII века.

В Коломенском находятся уникальные археологические памятники, в частности Дьяково городище, давшее название археологической Дьяковской культуре.

Территория музея “Коломенское” является ценным национальным ландшафтом, сохранившим древний естественный рельеф с уникальной флорой. Значительную часть территории занимают обширные парки, живописные овраги, высокие холмы, водная гладь Москвы-реки. Это единственный в своем роде заповедник с памятниками истории, архитектуры, археологии и природы, расположенный практически в центре Москвы.

В 2010 году было завершено воссоздание уникального деревянного Дворца Царя Алексея Михайловича на территории бывшего села Дьякова с целью размещения в нем музейно-выставочного центра, создания экспозиции элементов культуры и царского быта XVII века, а также показа фондов, хранящихся в запасниках музея-заповедника “Коломенское”.

Общая площадь дворца, состоящего из шести корпусов, связанных между собой переходами, составляет 7 230 кв.м, в том числе 1 400 кв. м, предусмотренных под художественное оформление интерьеров. Всего во дворце воссоздано 24 интерьера. Художественный образ каждого из них был выстроен, исходя из раскрытия взаимодействия архитектуры и убранства с назначением помещения. На работах по воссозданию интерьеров было задействовано 226 человек 20 различных специальностей. Воссозданный ныне деревянный дворец стал уникальным объектом музейного показа, располагающим огромным потенциалом для создания экскурсионно-туристических и образовательных программ по истории и культуре Российского государства.

Люблино – памятник дворцово-паркового искусства XVIII-XIX вв. Земли, на которых расположена усадьба, впервые упоминаются в источниках в конце XVI века. В 80-е годы XVII века ими владела знаменитая фамилия Годуновых, а в начале XIX в. усадьбу купил богатый московский помещик Н.А.Дурасов (1770-1818) – самый известный из ее владельцев. При нем Люблино стало излюбленным местом отдыха и развлечений московского дворянства. Здесь проводились праздники и приемы, давались театральные представления и концерты. Дворец Н.А. Дурасова – один из немногочисленных сохранившихся московских памятников эпохи зрелого классицизма. Жизнь и быт русской усадьбы, культуру и традиции российского дворянства раскрывают перед посетителями интерьеры и выставки дворца Н.А. Дурасова, расположенного на территории Люблино.

Измайлово – знаменитая загородная резиденция русских царей, с 1654 г. – часть дворцового хозяйства. Тогда собственником боярской вотчины Измайлово с ее обширными землями стал царь Алексей Михайлович Романов. Именно здесь в мае 1688 г. на Измайловском льняном дворе шестнадцатилетний Петр нашел старый английский ботик и велел именовать Измайлово “Колыбелью российского флота”. В Измайлово расположены памятники зодчества конца XVII в., относящиеся к ансамблю Государева двора, а также постройки Николаевской военной богадельни, созданной в XIX в. для ветеранов Отечественной войны 1812 г.

Интернет-музей гравюры – это уникальный проект, посвященный печатной графике. Его экспозицию составили произведения из частной коллекции "Мясного дома БОРОДИНА", инициатора создания этого музея, и отдельные шедевры из фондов Российской Государственной библиотеки. Созданный в сети Интернет, виртуальный музей становится замечательной формой презентации гравюр: «в реальной жизни» практически невозможно собрать столько художественных произведений на одном пространстве, да и технически такая выставка потребовала бы невероятно сложной работы по созданию необходимых для экспонирования печатной графики условий.

Выбор русско-советской школы гравюры конца XIX – первой половины XX века в качестве первого звена виртуальной экспозиции не случаен. Этот период – время расцвета гравюры вообще и советской гравюры в частности. Как известно, на рубеже XIX и XX веков гравюра вышла из роли служанки по отношению к живописи, перестала выполнять репродукционные задачи и стала полноценным, самостоятельным видом искусства. Именно данный вид искусства является основным предметом внимания и изучения нашего Интернет-музея. Основные его разделы посвящены техникам гравюры. Здесь представлены галереи офорта, ксилографии, линогравюры, литографии. В каждом разделе – подробный рассказ о художественных и «производственных» приемах этих техник. Множество репродукций самых значительных русских и советских мастеров – В.В. Матэ, В.Д. Фалилеева, А.П. Остроумовой-Лебедевой, А.П. Шиллинговского, В.Н. Масютина, Д.И. Митрохина, В.А. Фаворского, Н.Н. Купреянова – дают наглядное представление о разных видах гравюры и этапах ее становления.

На нашем сайте можно найти краткие биографии художников, словарь основных терминов и библиографию. В комментариях к изображениям приводятся тексты исследователей, выдержки из писем и воспоминаний художников, их коллег и друзей. Сайт рассчитан на широкий круг пользователей, он будет интересен как специалистам, так и тем, кто нечасто гостит в мире изобразительного искусства. Действительно, это и своего рода художественный музей, где представлен обширный изобразительный материал, редко присутствующий в обычных экспозициях, и дополнительный источник информации о печатной графике и художниках-граверах. Система поиска позволяет найти интересующий материал – технику, жанр, автора, исторический период. Все это дает основания полагать, что наш «нереальный музей» способен реально обогатить познания и духовный мир его посетителей. Именно в этом заключается его задача.

Источник

В самом центре Москвы, на Никитском бульваре, рядом с Арбатской площадью расположена старинная городская усадьба, ансамбль которой начал складываться в XVII веке. Сейчас здесь находится единственный в России музей Н. В. Гоголя. Чугунные ворота ведут во двор, где можно задержаться возле памятника Н. В. Гоголю, созданного Н. А. Андреевым к 100-летию со дня рождения писателя. Справа — ампирный дом с аркадой. Здесь Гоголь провел три последних года жизни, здесь умер 21 февраля 1852 года. Слева от памятника — «Каретный сарай», хозяйственные помещения усадьбы.

В 1832 году молодым автором, удачно дебютировавшим «Вечерами на хуторе близ Диканьки», он был радушно принят выдающимися современниками-москвичами. «Тянет в Москву», «Москва моя родина», — писал он друзьям. В Москве Гоголь встречался с Е. А. Баратынским, Д. В. Давыдовым, М. Ю. Лермонтовым, И. С. Тургеневым, А. Н. Островским, П. А. Вяземским, П. Я. Чаадаевым, Н. П. Огаревым, В. А. Соллогубом, А. С. Хомяковым, романистами М. Н. Загоскиным и Г. П. Данилевским, с художниками П. А. Федотовым и И. К. Айвазовским, композитором А. Н. Верстовским, скрипачом и альтистом А. Л. Гурилевым. Дружеские отношения связывали его с профессорами Московского университета: с историками М. П. Погодиным и Т. Н. Грановским, переводчиком и критиком С. П. Шевыревым.

Гоголь поселился в доме на Никитском в 1848 году по приглашению графа А. П. Толстого, видного государственного деятеля, и графини А. Г. Толстой, урожденной княжны Грузинской. Толстой и его супруга были одними из немногих духовно близких Гоголю друзей.

Экспозиция музея размещается в анфиладе комнат первого этажа главного дома усадьбы. В каждом из помещений внимание привлекает ведущий предмет. Он превращен в символическую инсталляцию и выражает акцент комнаты. В прихожей это «сундук странствий», в гостиной — камин, в кабинете — конторка, в зале «Ревизор» — кресло, в комнате памяти — посмертная маска Гоголя. Соседние предметы мебели и детали интерьера включены в образ на уровне актеров «второго плана». Научная концепция музейной экспозиции воплощена художником Л. В. Озерниковым. Расширение музейного пространства за счет использования современных технических средств позволяет достигнуть эффекта присутствия в мире персонажей Гоголя. В музее собраны подлинные исторические предметы и произведения искусства, а также вещи, принадлежавшие Гоголю.

В двух отведенных ему комнатах первого этажа писатель работал над вторым томом «Мертвых душ». По словам Гоголя, в произведении должна была отразиться вся Русь, где бы «предстал весь русский человек со всем разнообразием богатств и даров, доставшихся ему на долю... и со всем множеством тех недостатков, которые находятся в нем».

В тот же, московский, последний период жизни писатель готовил к печати второе собрание своих сочинений, работал над духовной прозой.

Все, кто приходил сюда, как правило, заставали Гоголя работавшим стоя у высокой конторки или переписывавшим рукопись за столом. Сочиняя, писатель часто проговаривал текст, разыгрывая целые сценки.

Рассказ о встрече с Гоголем в доме на Никитском в октябре 1851 года оставил И. С. Тургенев: «Комната его находилась возле сеней, направо. Мы вошли в нее, и я увидел Гоголя, стоявшего перед конторкой с пером в руке... От его покатого, гладкого, белого лба по-прежнему так и веяло умом... Гоголь говорил много, с оживлением... все выходило ладно, складно, вкусно и метко».

5 ноября 1851 года в зале первого этажа, налево от входа, Гоголь читал комедию «Ревизор» актерам Малого театра. Г. П. Данилевский вспоминал об этом последнем публичном авторском чтении: «Очарованные слушатели долго стояли группами, вполголоса передавая друг другу свои впечатления. Щепкин, отирая слезы, обнял чтеца...».

Второй этаж экспозиции знакомит с книгами Гоголя, исследованиями о его жизни и творчестве. Представлены портреты хозяев дома, гравюры, литографии с видами памятных мест, связанных с именем писателя. Согласно легенде, один из нотных альбомов — Музыкальные пьесы Мендельсона на немецком языке, находящийся в нотно-музыкальном отделе (театральный салон), принадлежал графине А. Г. Толстой.

Новая, расширенная и дополненная, экспозиция музея была открыта 27 марта 2009 года к 200-летию со дня рождения писателя. «Дом Гоголя» дает возможность удовлетворить духовные, интеллектуальные и информационные потребности всех категорий посетителей.

Источник

Российский национальный музей музыки – крупнейшая сокровищница памятников музыкальной культуры, не имеющая аналогов в мире. Здесь хранятся уникальное собрание нотных и литературных авторских рукописей, исследования по истории культуры, редкие книги, нотные издания. Фонды Объединения насчитывают около миллиона музейных предметов. В музеях сосредоточены автографы, письма, фотографии и разного рода документы, связанные с жизнью и творчеством деятелей русской и зарубежной музыкальной культуры.

Особое место занимает коллекция музыкальных инструментов. В состав фондового собрания Музея музыки входит Государственная коллекция уникальных музыкальных инструментов: крупнейшее собрание струнных инструментов мастеров разных стран и эпох, среди которых шедевры А. Страдивари, семей Гварнери, Амати.

Обширен фонд аудио- и видеозаписей; в собрании изобразительных материалов – шедевры, которые могли бы украсить экспозиции лучших мировых художественных музеев, - полотна М. Врубеля, К. Коровина, В. Серова и других, известных всему миру художников.

Музейное объединение – авторитетный научный центр. Научные сотрудники ведут исследовательскую работу, занимаются поиском, введением в культурный обиход неизвестных, забытых или неопознанных произведений, автографов, музыкальных имен.

В состав Объединения входят семь музеев: Центральный музей музыкальной культуры, музей «П.И. Чайковский и Москва», музей-усадьба Ф.И. Шаляпина, музей С.С. Прокофьева, музеи–квартиры Н.С. Голованова и А.Б. Гольденвейзера. В стадии реставрации и создания музей С.И. Танеева. Пять музеев посвящены жизни и творчеству выдающихся отечественных музыкантов и располагаются в их бывших московских домах и квартирах. Музеи Объединения ведут активную просветительскую и концертную деятельность: абонементные циклы для взрослых и детей, экскурсии, интерактивные программы и детские праздники, разнообразные концерты. Просветительские программы адресованы как знатокам музыкального искусства, так и тем, кто только открывает для себя мир музыки.

Объединение располагает современной студией звукозаписи, камерными концертными залами. На концертных площадках Музея с удовольствием выступают как молодые, так и именитые музыканты — народные артисты России: пианист Даниил Крамер, органист и виолончелист Александр Князев, скрипач Алексей Бруни; лауреаты международных конкурсов: органист Константин Волостнов, пианисты Иван Фармаковский, Екатерина Мечетина и другие яркие исполнители. В Центральном музее музыкальной культуры представлен старейший в России орган работы немецкого мастера Фридриха Ладегаста, а в Прокофьевском зале установлен орган немецкой фирмы «Schuke» (Потсдам). Оба органа звучат на концертах.

Российский национальный музей музыки является членом многих международных организаций, в том числе Международного совета музеев (ICOM) и Международной ассоциации музыкальных библиотек, архивов и документальных центров (IAML). Является крупным методическим центром, оказывает методическую помощь музыкальным музеям, а также занимает активную позицию и инициирует проведение многих мероприятий в рамках Ассоциации музыкальных музеев и коллекций.

Источник описания

«Открытый список» представляет собо вики-БД и содержит персоналии, репрессированных государством по политическим мотивам людей в период с 1917 по 1991 год. 

Каждому имени в «Открытом списке» посвящена своя отдельная страница, состоящая из двух частей: анкетных данных и поля для публикации документов, биографического текста и воспоминаний.

Tolstoy Digital - это семантическое издание (трудов Л.Н. Толстого), то есть такое издание, в котором распознаны слова,а также их значения, различные факты, даты, цитаты, связи, контексты. У текстов появляется теговая разметка, которую можно в дальнейшем дополнять. Благодаря ей текст можно преобразовать в базу данных, на основе которой возможно автоматизированно отвечать на ряд исследовательских вопросов. Подробнее о проекте на сайте проекта.

Портал «Топография террора» — это адресная книга и база данных советского террора в Москве. В базу данных возможны два входа: с одной стороны, через карту, с другой стороны, через древо текстов. На современную карту Москвы нанесены, помимо актуальных названий улиц и проспектов, еще и названия советского времени. На карте можно подключить один или несколько из существующих слоев. В древе можно выбрать для чтения единовременно только один слой. Каждый месяц база данных будет обновляться новым тематическим слоем.