Музейно-выставочный комплекс стрелкового оружия имени М. Т. Калашникова появился на культурной карте России в 2004 году. Он сразу же стал достопримечательностью столицы Удмуртской Республики — города Ижевска, оружейная история которого насчитывает более двухсот лет.

Экспозиции современного музея высоко технологичны, интерактивны. Главный герой музейного повествования — Михаил Тимофеевич Калашников, — своеобразная «точка отсчета», от которой ведется рассказ об Ижевске как одном из важнейших центров культуры оружейного мастерства России.

Здесь создан демонстрационный зал, включающий современный тир огнестрельного оружия, где представлены различные образцы исторического и современного оружия, а также пневматический и арбалетный тир, оснащенный мультимедийными программами.

Музей интересен и привлекателен для самого широкого круга людей, его посетители — жители Удмуртской Республики, России, зарубежные гости.

По музейным меркам Удмуртский республиканский музей изобразительных искусств (УРМИИ) достаточно молод. Впервые вопрос о создании Картинной галереи был поставлен Ижевским реввоенсоветом в июне 1919 г.

Но лишь в 1927−28 гг. из Государственного музейного фонда в недавно созданный Краеведческий музей были переданы первые произведения искусства – 40 картин, 5 графических работ и 8 скульптур русских и западноевропейских художников. Эти годы и следует считать началом коллекции. Прошло ещё немало лет, прежде чем был создан художественный отдел Краеведческого музея, и началось собирание произведений искусства. Всё это подготовило почву для создания специализированного музея, который открыл свои двери для посетителей 29 октября 1980 года.

Располагается музей в здании, построенном в 1953 г. по проекту ижевского архитектора В. П. Орлова для райкома партии, затем здесь размещался Дворец пионеров. Типовое здание с полуколоннами украсили фронтоном с двумя музами, держащими в руках картуш с названием музея (скульптор В. А. Цибульник), в окна с обеих сторон главного входа вставили витражи художников Г. А. Слюсарева и С. С. Медведева, перепланировали интерьеры, и музей начал свою деятельность. Инициаторами открытия художественного музея в столице республики были художники и творческая интеллигенция. Именно они почувствовали недостаток в промышленном городе институций, ответственных за эмоциональную и визуальную культуру человека.

Основой коллекции музея стали 565 предметов, переданных при его организации из Художественного отдела Удмуртского республиканского краеведческого музея. На сегодняшний день в фондах находится почти 9000 единиц хранения. Музей обладает достаточно полной коллекцией удмуртской живописи, графики, произведений ДПИ.

Начиная с 1982 года, с первых безвозмездных передач МК СССР, начала складываться коллекция поздней русской иконы. Искусство народов, населяющих республику, и в первую очередь удмуртов, отражено предметами быта, костюмными комплексами, образцами ткачества и вышивки, собранными сотрудниками музея в научных экспедициях по районам Удмуртии.

Музей ведет активную работу по пропаганде изобразительного искусства, используя разнообразные средства: различные виды экскурсий и лекций, выставки – от дидактических до рассчитанных на знатоков и ценителей искусства, творческие встречи, концерты, спектакли, методические семинары, праздники и многое другое. Сотрудниками разработаны методики занятий с детьми дошкольного и школьного возраста, с людьми ограниченных возможностей.

Но музей – это не только выставки и работа с посетителями. Он является ещё и крупнейшим собранием культурных ценностей, нуждающихся в постоянной заботе хранителей и реставраторов. В реставрационной мастерской работают специалисты высочайшей квалификации, способные вернуть картинам, иконам, скульптурам, старинной одежде и мебели первоначальный вид. Это их руками отреставрированы почти все произведения в постоянной экспозиции музея «Русское искусство конца XVIII – начала XX вв.».

В статье дается характеристика ресурса «Историко-ориентированные информационные системы», включающего электронный каталог систем и публикаций о них, а также информационно-поисковый инструментарий. В работе описана ин¬формационная модель ресурса, рассмотрены возможности его использования. Авторы показывают, что разработанный ресурс может использоваться для поиска информационных ресурсов и исторических источников для реализации конкретно-исторических исследований, что представляется актуальным направлением, поскольку контент ИОИС и баз данных зачастую представляет собой так называемый «скры¬тый веб» и не индексируется поисковыми системами, а разрабо¬танная система Подпись руководителя проекта метаописания делает возможным такой поиск. Данное направление тестировалось в рамках учебных проектов магистрантов-историков и показало эффективность продукта.

Статья представляет серию проектов, посвященных созданию информационным систем, основанных на пермских губернских периодических изданиях. Представлены полученные результаты реализации проектов.  Особое внимание уделяется проекту сохранения, изучения и визуализации пермских газет (1914-1919) как источника по истории Первой мировой войны.